Академик Чибилёв: "Познавайте свою страну, открытий хватит на всю вашу жизнь!"

А.А. Чибилёв. Фото: пресс-служба РГО

День проведения международной просветительской акции "Географический диктант" неумолимо приближается. О возможностях, которые открывает акция, географии и уникальной научной школе ландшафтоведов рассказал известный учёный-географ, степевед, академик Александр Чибилёв.

Александр Чибилёв — вице-президент Русского географического общества, академик РАН, научный руководитель Оренбургского федерального исследовательского центра УрО РАН. Он демонстрирует уже непривычную для современного человека верность профессии — более 65 лет познаёт мир природы и щедро делится результатами своих наблюдений.

В этом году все мы отмечаем 155 лет со дня создания Оренбургского областного отделения Русского географического общества, у истоков которого стоял ваш научный руководитель Фёдор Николаевич Мильков. В чём была уникальность созданной им воронежской научной школы ландшафтоведов?

— Я горжусь тем, что являюсь выпускником воронежской школы ландшафтоведов, созданной Ф. Н. Мильковым. Она базируется на трёх китах. Во-первых, опирается на классическую отечественную географию с широким использованием научных терминов, основанных на русской лексике, в том числе народных понятий и представлений из русской культуры. Во-вторых, самобытная воронежская школа ландшафтоведения возникла и развивалась в регионе лесостепи и степи — в ландшафте средней полосы России, где население очень связано с природой, воспетой классиками русской литературы (С. Т. Аксаковым, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, И. А. Буниным, А. П. Чеховым и многими другими). И в-третьих, теоретические исследования воронежских ландшафтоведов, начиная с 50-х годов прошлого года, были тесно связаны с запросами практики. Земледелие, животноводство, лесное, водное, охотничье хозяйства, рекультивация земель, заповедное дело, территориальное планирование — эти и многие другие вопросы были в центре внимания представителей воронежской школы Ф. Н. Милькова.

Вспоминая годы вашей учёбы и наставничества со стороны Фёдора Николаевича, что можно было бы перенять из вашего опыта для того, чтобы мотивировать молодое поколение изучать географию?

— Конкретно от Фёдора Николаевича — интерес к литературе и истории. Вместе с географией это триада, которая вдохновляет и поддерживает интерес у студентов к изучению страны и края, где ты живёшь.

Проводились ли в годы вашей учёбы проекты, подобные Географическому диктанту, олимпиады?

— Конечно, современный Географический диктант хорош. Но я обязан своей преданности географии уникальной радиопередаче, выходившей в 60-70-е годы на первой программе Всесоюзного радио по четвергам — "Захар Загадкин и кок Антон Камбузов". Передачу слушали от Калининграда до Чукотки, от Таймыра до Кушки (село на юге Туркмении). В этом радиоспектакле были и географические диктанты, и увлекательные рассказы об удивительных местах нашей Родины, которые нужно было расшифровать, узнать, заполнить свой полевой дневник и выслать в Москву почтой. При этом участники сами могли сочинять диктанты и рассказы-загадки. Могу сказать, что у меня сохранились и полевые дневники, и дипломы разных степеней, о которых Захар Загадкин говорил по Всесоюзному радио. Радиопередача длилась всего 20 минут. Задание записано. И нужно было без интернета расшифровать диктант и решить увлекательную географическую головоломку.

В чём вы видите цель международной просветительской акции "Географический диктант"?

— Географический диктант для жителей России — это в первую очередь возможность познать широту, разнообразие и глубинное содержание нашей страны через географические знания. В международном масштабе акция позволяет иностранцам лучше узнать нашу страну.

В ходе подготовки к диктанту проводятся различные конкурсы, участниками которых преимущественно являются люди, чья жизнь мало связана с географией. Как вы считаете, даже такое, казалось бы, минимальное соприкосновение с наукой о Земле может стать отправной точкой для более глубокого погружения в мир географии?

— География — область знаний, с которой связаны абсолютно все люди, а не только те, кто занимается ей профессионально. Много путешествующие, много читающие люди подчас знают географию лучше, чем географы по образованию. Безусловно, участие в конкурсах и диктантах приобщает население к географии.

Два года назад вы принимали участие в открытии учебного класса Русского географического общества в стенах оренбургского президентского кадетского училища. В этом году президентское кадетское училище в Оренбурге — одна из площадок Географического диктанта. Даже судя по описанию оснащения, о таком классе можно только мечтать! Сотрудничаете ли вы с кадетским училищем и проводятся ли какие-то совместные мероприятия?

— Сотрудничество Оренбургского регионального отделения и Института степи РАН с президентским кадетским училищем в Оренбурге не прекращается. Преподаватели училища являются членами РГО. Курсанты училища участвуют в различных мероприятиях отделения: выставках, лекториях, олимпиадах. Под руководством учёных проводят научные исследования. Специальный кабинет-аудитория училища навеян духом РГО. Такого кабинета нет даже в университетах и институтах города.

Ещё одна значимая дата этого года — 310 лет со дня рождения историка, географа, устроителя Оренбургского края Петра Ивановича Рычкова. Считается, что он был зачинателем экономической географии в России. Александр Александрович, как бы вы оценили роль Петра Ивановича Рычкова в развитии географической науки в Оренбурге?

— Думаю, что не следует рассматривать деятельность Петра Ивановича только в границах Оренбурга и Оренбургской области. Да, Пётр Иванович в течение 43 лет служил в Оренбурге на разных должностях при девяти правителях края. Но его роль в географической, экономической, исторической науках выходит далеко за границы Оренбургского края.

Во-первых, границы края, который изучал и описывал П. И. Рычков, охватывали огромную территорию более 2,5 млн км2, включая Поволжье, Южный Урал, Северный Прикаспий, Зауралье, значительную часть Казахстана и Средней Азии.

Во-вторых, им был написан уникальный научный труд — первый прообраз будущих монографий по географии как пояснительная записка к первому атласу обширной территории.

В-третьих, за труд "Топография оренбургская" и серию статей он первым в России получил высокое звание члена-корреспондента Санкт-Петербургской Императорской академии наук.

Как член Вольного экономического общества, Пётр Иванович Рычков написал множество статей по экономической географии края, которые актуальны и сегодня, по прошествии двух с половиной веков.

Последний вопрос, ответ на который интересует многих участников диктанта. Как бы вы рекомендовали подготовиться к написанию диктанта? Есть ли смысл штудировать учебную литературу?

— Считаю, что ничего штудировать перед диктантом не надо. Область географических знаний столь обширна, что никакой штурм географической литературы не поможет. Занимаюсь географией почти всю свою жизнь и очень-очень многого ещё не знаю, открываю для себя необъятный мир. Пишите диктант с удовольствием, познавайте свою страну, восхищайтесь — открытий хватит на всю вашу жизнь!